Многие критики пытаются усмотреть в материалах лунных экспедиций признаки того, что фото- и телесъёмки производились при наличии атмосферы. Чаще всего ссылаются на косвенные признаки (траектория поднятой пыли, например), но кое-кто видит признаки воздуха прямо на фотографиях! Почти целый раздел о подсветке теней («Почему тени не угольно-чёрные?») мы посвятили разбору подобных заблуждений. Ряд примеров разбросан и по другим разделам. Мы видели, как «заговорщик» обнаружил «лунный воздух» там, где есть лишь рассеяние прямых солнечных лучей в линзах объектива и эмульсии на фотоплёнке (впрочем, там же он увидел и светильники вместо бликов). В другом месте и другой заговорщик обнаружил то же самое. Ниже мы приводим ещё несколько аналогичных примеров. Правильное истолкование в большинстве подобных случаев одинаково: если фрагмент кадра отчасти засвечен (слишком большая экспозиция), свет от засвеченных объектов рассеивается в эмульсии, создавая на ней туманные светлые ореолы. То же самое происходит при съёмке против солнца, когда его лучи непосредственно освещают линзу объектива: при этом часть лучей рассеивается в самой линзе, создавая на плёнке туманную дымку, а часть лучей может формировать яркие фигуры в кадре блики.
<Снимок> характерен особо ярким свечением неба, странным положением теней "астронавта" и треножника, размытостью тени "астронавта" и особым пыльным облачком, висящим у левой ноги "астронавта". <...> Находящийся на заднем плане ровер не имеет ни следов, ни тени, а отражение в круглом стекле "гермошлема" поражает своей "пикантной" непостижимостью.
Критика нисколько не смущает, что снимок со всей очевидностью сделан практически против солнца, блики от которого ясно видны в кадре. Отсюда и «особо яркое свечение неба», и размытость тени, на которую проецируется ореол.
В положении теней астронавта и треножника тоже трудно усмотреть что-то странное: перспективное искажение, как и должно быть, изменяет их видимое в кадре направление. Удивляет то, что в некоторых случаях критик проявляет завидную наблюдательность. Так, он увидел облачко пыли у ноги астронавта, о котором можно прочитать в официальных комментариях к снимку по адресу
http://www.hq.nasa.gov/alsj/a15/images15.html (астронавт только что сделал шаг); однако тень «Ровера» критик увидеть не смог. Предоставляем читателю сделать это за него: крупный оригинал снимка можно посмотреть по адресуhttp://www.hq.nasa.gov/alsj/a15/as15-85-11514HR.jpg . Правда, следы «Ровера» при таком ракурсе было бы трудно заметить, даже если бы это были метровые траншеи. Что же до отражения в шлеме, то в нём мы не находим ничего пикантнее собственной тени астронавта, сильно искажённой сферической поверхностью. Заметим, что отражение тени достаточно контрастно (почти чёрное), в отличие от изображения самой тени на снимке; это служит ещё одним подтверждением того, что «замывающий» изображение тени светлый ореол реальную тень не искажает, то есть принадлежит собствственно фотоплёнке (в противном случае отражение тени тоже было бы, подобно самой тени, серым и нечётким).
Тот же критик обнаружил «практически земной рассеянный в
облачную погоду свет при почти полном отсутствии неизбежных на Луне черных теней: небо с
подсветкой» (И. Г. Громов, газета «Дуэль»,
Важно! То, что некоторые принимают за свечение воздуха, на самом деле всего лишь ореолы, возникающие при рассеянии света в линзах объектива и эмульсии фотоплёнки. Ореолы обычно можно видеть на снимках, сделанных при малых углах между осью объектива и солнцем (часто они сопровождаются бликами). Ореолы возникают также вокруг передержанных объектов в кадре.
Расчёт или комментарий